Этнографическая выставка

 

 

 

Этнографическая выставка

 

В Зендиковской школе учащиеся изучают краеведение на факультативных занятиях, посещая кружок «Родничок» и летний профильный оздоровительный лагерь с одноименным названием. А в кабинете истории, где ведет уроки Елена Евлампиевна Кочкина, есть уголок этнографии. Его под руководством учителя создали сами ребята. Это «русская правда» с «печатью» и красным углом, с самоварами и прялками, костюм замужней женщины-крестьянки и сундуком, различной домашней утварью.

  -  «Русская изба» у нас существует уже много лет, а экспонаты начали собирать еще раньше, - говорит Е. Е. Кочкина, - Все началось с того, что как-то раз Марина Кочкина принесла на урок истории старинные ножницы для стрижки овец. Точно такие же есть на иллюстрации, посвященной теме «Киевская Русь», в учебнике Б.А. Рыбакова и А. А. Преображенского «История отечества 6-7 ккласс». После этого дети стали приносить в школу все старые вещи, предметы, которые они находили.

 Кстати, в соборе экспонатов для этнографического уголка участвовали и взрослые. Например, костюм замужней крестьянки передала в школу Александра Григорьевна Попова, а ее муж, Александр Васильевич, подарил деревянный сундук.

Каждому из экспонатов нашлось свое место в «русской избе». И у каждого из них – своя история. Об этом рассказали участницы краеведческого кружка, победители зонального этапа областной краеведческой конференции в номинации «Этнография» Юлия Сафронова и Елена Крючкова. Они ученицы 10 класса.

 Ученицы нашей школы, выступая на краеведческой конференции, ответили на все вопросы жюри, в том числе и об обрядах. Например, таком, как перепекание младенца. Он совершался в случае, если младенец был слабым, долго болел после рождения. Его помещали на несколько секунд в разогретую до определенной температуры печь. Затем ребенка  заворачивали в рубаху отца и нарекали новым именем.

«Русская изба» Зендиковской школы помогает школьникам изучить историю, поддерживает интерес к прошлому родного края. А сегодня юные краеведы во главе с учителем истории Е.Е. Кочкиной мечтают о том, чтобы создать «купеческий дом». Уже есть для этого первый экспонат -деревянный стул. Его принесла в школу учитель биологии и географии Е.Б. Белова.

Предметы быта, одежда и сам дом не только необходимы были в жизни крестьян с чисто практической цели, но и должны ещё и оберегать на протяжении всей жизни. В каждой семье были обереги домочадцев от злых сил. Кроме оберегов совершались  обереговые обряды. Для того чтобы дом был красивым, прочным, полезным, его нужно построить в «хорошем» месте, из «хорошего» материала. Деревья для строительства дома необходимо нарубить топором зимой, в крещенские морозы, тогда дерево не будет гнить, дать время для подсушки – до осени, когда будет собран урожай. Место для дома выбиралось осенью. Помощниками в выборе места служил домашний скот, где скот ляжет – там и жить будет хорошо. Закладку дома начинали в старину весной, первого марта – в день великих начинаний, тогда по поверью народа, всё начатое должно хорошо закончиться. В этот день хозяин закладывал фундамент под углы будущего дома. На месте будущего красного угла или под порогом приносилась строительная жертва – рубили голову петуху, закапывали её под северный угол будущего дома, а мясо петуха съедали. Дом возводился быстро. Перенаселение в новый дом было праздником. Строго выполнялся ритуал переселения. Но сначала будущие жильцы проверяли, безопасно ли будет жить в этом доме. Шесть ночей в доме ночевали животные: кот или кошка, петух, поросёнок, овца и т.д. лишь на седьмую ночь ночевал человек. Через порог нового дома переходили, держась за полотенце или клубок ниток. Особо важным моментом было переселение домового. Старожили рассказывали, что в глубокой старине существовал обряд доваривания каши: начинали варить в старом доме, заканчивали в новом. Дом объединял людей, оберегал, охранял, укрывал от внешнего мира.

По словам старожилов, в деревне Зендиково предметы их быта в большинстве своём были не такими, как сейчас. Взять хотя бы ту же мебель: почти у всех она была всех она самодельной – столы, широкие лавки, табуретки, сундуки для пожитков, шкафы для посуды. Кто побогаче имели и комоды. В каждом доме в передний угол украшали иконы, перед которыми по праздникам горели лампады. Но главную роль в то время, как и всюду на Руси, играла большая русская печь. В ней и пищу целый день готовили, и хлеб пекли на неделю, а то и больше, в ней сушили сухари, яблоки и грибы, а зимой валенки, дрова и т.д. В печке даже мылись и парились. Чудо, а не печка.

Во времена болезней существовал обычай «гашения» старого огня во всех печах в домах всей деревни и «возжигание» нового «живого» огня.

 Гости, заходили в дом, отдавали поклон образам, затем печке, а потом хозяевам. Если в дом приходила сваха, обязательно сначала грела руки у печи «чтоб дело выгорело».

В старину был обряд «перепекания» младенца, здесь тоже не обойтись без печки. Если ребенок с рождения был слабым, часто болел его «перепекали».В печь определенной температуры на деревянной лопатке сажали младенца на несколько секунд и давали новой имя. В холода и спали на печи, и лечились от простуды, на ней же подсушивали и зерно в мешках, а в печурках (выемка сбоку) сушили варежки, чулки, носки, онучи. Вот такую необходимую жизнь давала деревне печь.  

Перед праздниками, обычно перед Святой Пасхой, всю мебель и стены в избе отмывали, отскабливали с помощью топора, а печь белили мелом или известкой. Топор был не только орудием труда, но и обрядовым предметом, когда в семье рождался мальчик, совершали обереговые действия на обухе топора, а рождалась девочка – на прялке.

На нашей выставке представлены разнообразные предметы быта: утюги, которые раскалялись с помощью углей или нагревались на печи, кочерга, коромысло, разнообразные салфетки, полотенца, скатерти, вышитые крестиком и гладью. Узор не только украшал, но и оберегал владельца рушника от злых духов. Шить и вышивать умела каждая девочка. В крестьянских семьях с семи лет уже учили прясть, а  к пятнадцати годам уже почти было готово приданое. Да причем какое. Шили вручную, стежок к стежку.

Семьи со слов старожилов были многочисленные. В любой избе имелась люлька для новорожденного, которая подвешивалась к потолку. Повитуха в деревне лицо уважаемое. После каждого рождения ребенка, на костюм повитухи пришивалась бусинка, по числу бусинок можно было определить, сколько родов она приняла. Пупок ребенка повитуха завязывала волосами отца и матери, смоченными слюной. Первой пеленкой становилась рубаха отца, и обязательно повязывали поясочек из овечьей шерсти. В колыбель ребенка клали куклу, считалось, что она будет принимать все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Куклу пеленали, а на голову повязывали платок. Кукла – берегиня не имела глаз, считалось, что она сбережет ребенка от дурного сглаза. Кроме куклы берегини, средством защиты вредного воздействия злых духов служили заговоры-обереги. Заговоры сопровождали человека от рождения до могилы. Бабка-повитуха произносила над ребенком заговор-заклинание и по три зари выносила из избы, приговаривая: «Заря – зарница, красная девица, Крикса, Фокса, возьми свой крик, подай младенцу (именарек) сои». Если у ребенка случался родимец, его парили, продевали сквозь лестницу и говорили: «Тихонький, тихонький, тихонький над младенцем (именарек) ломайся над лестницей». До года  ребенка старались по имени не называть, чтобы на имя никто не навлек «зло».  Люльку с ребенком подвешивали в центре дома, которое считалось безопасным, оберегает и охраняет от всего плохого. В год ребенка стригли наголо, причем сначала выстригали крест, а затем остальные волосы.

Украшением нашей выставки являются русские костюмы, которые нам передали жительницы нашего посёлка Попова А.В. и Пшенниковой Р.Н. Если говорить о русском мужском костюме, который  распространён повсеместно, то он состоял  из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщины имела свои отличия в покрове, отделке, рисунке ткани. Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчёркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В различных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим – украшение костюма и защита человек от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу).

       Так как люди постоянно жили посреди природы и вместе с ней, то уже в глубокой древности научились создавать несложные узоры из условных знаков-символов, где каждая линия, каждый знак были полны смысла для древних людей, одним из средств общения между ними. С помощью рисунка узора, состоящего из сочетания линий, форм, красок, их оттенков, располагающихся в определённом порядке и создающих в совокупности декоративный эффект, человек выражал своё мироощущение  и отношение к непонятным явлениям природы. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой – воду, а вертикальной волнистой – дождь и грозу, солнце и луну – источники света и жизни – в виде круга, квадрата, ромба, многогранника. Женская фигура символизировала образ Матери – земли, связанный с почитанием земли и влаги.

      Деревья  раскидистыми ветками символизировали плодородие земли, травы, цветы, кусты и деревья назывались «волосами земли». Птица в древности считалась посланницей солнца, символом счастья и радости, тепла и света, сулила наступление весны, урожай и богатство. Олень по преданиям приносил счастье и веселье. Ромб продлёнными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделённый на четыре части с кружками – точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.д.

        Многие знаки – узоры не только украшали жилище, одежду и предметы обихода, но и должны были охранять, защищать, оберегать их от злых духов и приносить счастье. Поэтому называли их «оберегами». Оберег, нанесённый на отдельные части одежды, по поверью предохранял человека от различных несчастий: дурного глаза и болезни, удара молнии, грома и т.д. Со временем первоначальное представления наших предков – древних охотников, рыболовов и землепашцев о фигурах – символах были утрачены и они превратились в декоративнее, украшающие мотивы.

       Женский костюм не мыслится без головного убора. Замужней женщине нельзя было появляться на людях с непокрытой головой (отсюда пошло выражение «опростоволоситься»), волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор, кику или кичку, а также головной платок. Кроме повседневных платков были и праздничные. Девичьи уборы оставляли голову открытой сверху, с ними сочетались и прически. До замужества девушки разделяли волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке в одну косу в три плетешка. Девичью косу украшал косник или накосник, а также повязки – ленты, закрывавшие только лоб.

Изготовление одежды было одним из видов домашнего ремесла. Выращивали сами лен, коноплю, сами получали шерсть и пряли ее, сами обрабатывали кожи. Женщины были обязаны напрясть, наткать все необходимое для семьи, а вышивка на одежде должна и еще защитить («диски», «лунницы», «плетенки», «сердцевидные фигуры», цветы).

 Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гулянья, в высокой моде находят неожиданное отображение элементы народного костюма.

Изучая предметы быта односельчан, мы познакомились с некоторыми сторонами культуры русского народа. Впереди ждет увлекательная поисково-исследовательская работа. Возможно, у кого-то из односельчан в подсобных помещениях хранятся старинные вещи, которые помогут нам понять верования и традиции наших предков.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»